:: Дошкольное учреждение № 351 :: Добро пожаловать!

Меню раздела

Контакты

Адрес: 220094, г.Минск
пр.Рокоссовского, 67
Телефон:
тел. заведующего 3612164
тел. зам.зав.по основной деятельности 3019906
тел. вахта 3792363
Электронная почта:
ddu351@minsk.edu.by

Специально организованная деятельность (занятие) - это регламентированное местом, временем и длительностью в соответствии с возрастом детей специально организованная форма образовательного процесса в учебной деятельности дошкольника. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании занятия в учреждении дошкольного образования классифицируются по: - количеству детей: индивидуальные, подгрупповые, групповые; - дидактическим задачам: усвоение нового, закрепление ранее приобретенного, творческое применение представлений, умений, навыков; - содержанию дошкольного образования: доминантное, интегрированное.

Интегрированное занятие – это занятие, на котором соединяют представления из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, при этом решается несколько задач развития. Например: «Искусство» + «Музыкальная деятельность» + «Ребенок и природа» + «Художественная литература» Комбинированное занятие – это занятие, на котором происходит сочетание разных видов деятельности и несколько дидактических задач, не взаимосвязанных между собой, Например: «Изобразительное искусство. Рисование» + «Ребенок и общество. Игровая деятельность»

Комплексное занятие - занятие, на котором происходит реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними. Например: Беседа о правилах пожарной безопасности+ игра+ рисование, т.е. используются виды деятельности по очереди. Дидактические принципы проведения занятий: -принцип научности: ориентация процесса обучения на формирование у детей целостной картины мира и создание его реального образа; -принцип наглядности: активизация имеющегося опыт детей, иллюстрирование изучаемых представлений, -принцип доступности: от легкого к трудному, от простого – к сложному, от известного – к неизвестному, -принцип системности и последовательности, -принцип сознательности и активности.

Структура занятий.

Занятие по усвоению нового материала выстраивается по следующей структуре: 1) актуализация ранее полученных представлений; 2) постановка цели и задач (дети старшего возраста); 3) первичное восприятие нового материала; 4) осмысление; 5) первичное закрепление; 6) проверка через наблюдение за деятельностью детей, анализ продуктов детской деятельности, индивидуальных достижений.

Следующий тип занятия – закрепление ранее приобретенного имеет следующую структуру: 1) актуализация ранее полученных представлений; 2) постановка целей и задач (дети старшего возраста); 3) вторичное закрепление; 4) отработка умений, навыков; 5) проверка через наблюдение за деятельностью детей, анализ продуктов детской деятельности, индивидуальных достижений.

Целесообразно использовать следующие занятия по сюжетно- тематическому оформлению: занятие-эксперимент; занятие-опыт; занятие- путешествие; занятие-игра; занятие-викторина; занятие-вернисаж; занятие- мастерская; занятие-лаборатория и другие.

Занятие по творческому применению представлений, умений, навыков имеет следующую структуру: 1) актуализация ранее полученных представлений; 2) постановка целей и задач (дети старшего возраста); 3) активизация познавательной деятельности детей (проблема, ситуация, вопрос, противоречие и др.); 4) самостоятельная, свободная деятельность детей; 5) проверка через наблюдение за деятельностью детей, анализ продуктов детской деятельности, индивидуальных достижений; 6) определение ближайших перспектив познания. По сюжетно-тематическому оформлению такие занятия могут быть: занятие- путешествие; занятие-игра; занятие-сказка; занятие-конкурс; занятие- соревнование; занятие-вопрос; занятие-вернисаж; занятие-проект; занятие- мастерская; занятие-лаборатория; занятие-приключение; занятие-открытие; занятие-презентация и другие.

Варианты ритуалов начала занятия:

  1. Сюрпризный момент как смысловая завязка занятия в соответствии с возрастом: интересный факт, неожиданное открытие, нестандартный подход к известному, красивый опыт.
  2.  Приветствие – эмоциональная минутка «Вхождение»:

- «Дружные ладошки»: Мы ладонь к ладони приложили и всем дружбу свою предложили. Будем дружно мы играть, чтобы добрыми и умными стать.

- «Круг друзей»:* Я-твой друг, и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

*1-2-3-4-5. Всех нам надо сосчитать

Хмуриться не будем, про печаль забудем, станем улыбаться, будем заниматься.

-«Узел дружбы»: - Дети протягивают свои ладони к ладони воспитателя, Он накрывает их своей другой ладонью и говорит: « Вот какой крепкий узел получился. Это поможет нам дружить и помогать друг другу»;

- Колокол»:- Дети в кругу, берутся за руки, поднимают их, а затем резко опускают, произнося при этом «Бум!» и т.п.

3. Использование колокольчика;

4.Придуманные совместно с детьми и по-разному оформленные сигнальные карточки;

5.Чистоговорки и пословицы (хоровое проговаривание),в разном темпе и с разной интонацией: с удивлением, печалью, с удовольствием и т.п.

6. Различные варианты пальчиковой гимнастики;

  1.  Игровое упражнение «Бусы из слов»: каждым ребенком по очереди по одному слову рассказывается знакомое стихотворение с нравственным смыслом и с заложенным мотивом предстоящей деятельности.
  2.  Гимнастика для ума (например, на определенное движение вспоминаются время года, месяц, день недели, части суток; т.п. инаоборот, на определенное понятие дети делают заданное движение);
  3.  Использование определенных кратковременных музыкальных мелодий.

10. Игровое упражнение « Передай хлопок ». Дети по очереди передают хлопок, стоящему рядом по кругу и в обратном направлении;

11. Игровое упражнение «Хлоп-топ». Воспитатель задает ритм по кругу: 2 хлопка, 3 притопа, и ритм катится по кругу;

12. Игровое упражнение «Слушаем звуки вокруг».

 

Активизация познавательной активности детей с помощью вопросов

Лучший способ задать интересный вопрос – перепробовать все типы вопросов

Воспитанники 1 и 2 младших групп:

Определительные, простые вопросы: « Что?», «Кто?», «Где?».

Ответы на них не требуют фактической информации и ориентированы на работу памяти.

Причинно-уточняющие : «Зачем?», «Почему?», «Для чего?», « Ты действительно так думаешь…?», «Верно ли?», «Правда ли?»

Учат ребенка анализировать, понимать и обобщать услышанное.

Воспитанники средних групп:

Причинно-уточняющие вопросы: «Каким образом?», «Почему так происходит?», Как?».

Вопросы – гипотезы: например - « А верблюд кушает хлеб?, «Девочка плачет потому что потерялась?» и т. п.

Воспитанники старших групп:

Вопросы-интерпретации: начинаются со слова «Почему?».

Учат детей навыкам осознания причин тех или иных явлений, поступков, мнений. Дети, объясняя ситуацию, развивают вариативность мышления, а также способность к осознанию причин собственных поступков.

Оценивающие вопросы: «Почему это отличается от другого?», « Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», « Я сомневаюсь в правильности… Что вы мне скажете?», « Если …, то что может стать (произойти, получиться)?», «Почему так происходит?»

Вовлекают в работу эмоциональную сторону мышления, осознание своего отношения к тем или иным событиям, фактам.

Практические вопросы : «Как бы вы поступили?», «Как и где в обычной жизни ….?», «Как мы можем действовать?», «Как вы отгадали, что?»

Эти вопросы требуют от ребенка каких-то действий. Их лучше начинать со слов: «Как мы можем…». Вопрос нужно формулировать максимально точно. В нем должна звучать проблема интересная ребенку. Например: «Как следует поступать, когда видишь, что кто-то обижает животных?», «Как в обычной жизни сделать воздух чище?»

Творческие вопросы:« Что изменилось в мире, если бы?», «Как вы думаете?», «Как вы отгадали, что…?», «Что произойдет с.., когда…?», «Хотелось бы вам узнать…?», «Интересно вам узнать, что было потом? Спросите меня об этом». В таких вопросах есть элемент слова «бы». Эти вопросы развивают у ребенка гибкость мышления. Не бывает правильных и неправильных творческих вопросов. Для одного занятия достаточно 1-3 таких вопросов. Не стоит отвечать педагогу на свой собственный вопрос, если дети не готовы на него ответить.

 

Рефлексивные задания для детей.

Оценка должна быть не травмирующей! Важно, разделить оценку конкретной работы и оценку качеств личности самого ребенка!

Оценка – способ зафиксировать, осмыслить сегодняшний результат, выявить проблемы, причины неудач, найти путь к успеху.

Воспитанники 1 и 2 младших групп:

В каждом занятии воспитатель дает только положительную оценку успехам ребенка, подкрепляющую стремление ребенка что-то сделать или узнать.

Воспитанники  средних групп:

На положительном эмоциональном фоне дается оценка как сравнение результатов деятельности ребенка с его же собственными предшествующими достижениями, а не с работой других детей: «Молодец за «что».

Воспитанники старших групп:

* Ребенок оценивает свое участие в занятии;

* Оценка осуществляется в индивидуальном общении, а не в присутствии сверстников, Вводится элемент справедливой критичности.

* Возможно сравнение работы ребенка с эталонной.

Вопросы, формирующие самооценку ребенка:

«Как ты задумал выполнить работу? А как действовал? Почему»;

«Расскажи по порядку, как ты действовал, что делал для выполнения работы?»;

«Ты говорил о том, что для выполнения этой работы очень важна аккуратность. Оцени свою работу, Сравни ее с работой, выполненной раньше. Что ты можешь сказать? Чем они отличаются? Почему? Кому бы тебе хотелось рассказать о своих успехах?»;

«Что помогло тебе справиться с заданием (какое качество характера)?»;

«Как ты думаешь, почему сегодня получилось лучше (хуже)? Что у тебя получилось лучше всего? Что было в этой работе самым трудным? Интересным? Веселым? Приятным? Загадочным?»;

«Какие умения пригодились тебе для того ,чтобы справиться с заданием?»;

«Что ты узнал нового? Чему научился?».

Варианты итога занятия.

1. Воспитатель предлагает детям ответить:

* «Какой вывод вы сделали после занятия?»

* «Что узнали нового?», «Что можете рассказать маме (папе)?»

* « Что запомнили?»

* «Что было самым интересным?»

* « Что можно сказать о занятии, выражая свои мысли « наоборот»?

* « Бывает ли так?», «Смогли ли мы помочь?», «Смогли ли мы убедиться? Доказать?»

  1.  Придумать задание или загадку для родителей;

3. Подумать о … и обсудить на следующем занятии;

4. Использовать рефлексивный метод: «Продолжите фразу»:

-Сегодня было интересно…

-Я понял, что…….

-Мне захотелось….

-Трудно было….

-Я почувствовал….

-Я научился…..

-Я смог…..

5. Использование метода «Зарядка» при оценке: интереса и активности на занятии.(«хлопки над головой»- отлично, «присесть на корточки» - плохо и т. п.);

6. Использование рефлексивного метода «Дерево настроения»: с помощью цветных силуэтов дается оценка предложенного критерия;

7. Назовите вопросы, ответ на которые вы бы хотели услышать от воспитателя;

8. Емкий фразеологизм с нравственной направленностью( проговаривание хором);

9. Мини-притчи(для детей) по теме занятия;

10.Релаксация под музыку и слова воспитателя;

11.Сюрприз от воспитателя, связанный с темой занятия;

12.Придуманный совместно с детьми «Ритуал прощания»;

Десятка вопросов воспитателю для самоанализа занятия

 

1.Какой была собственная подготовленность к занятию? Удалось ли побудить детей к предстоящей познавательной деятельности? Грамотно ли были сформулированы воспитанникам цели и задачи предстоящей деятельности (средний – старший возраст)?

2. Какие приемы мотивации были использованы и насколько удачными были они?

3. Насколько целесообразно было использование материалов и оборудования? Соблюдены ли правила безопасности для жизнедеятельности детей?

4. Как было организовано усвоение (закрепление, творческое применение) представлений, умений и навыков по времени, доступности, объему?

5. Оцените степень активности детей на занятии: сколько раз и кто говорил, почему молчали остальные? Стимулировался ли интерес и положительные эмоции воспитанников во время занятия?

6. Удалось ли вам грамотно подобрать ведущие методы и приемы обучения детей в соответствии с типом занятия?

7. Что было дано в виде готовых представлений, а до чего додумались дети? Что смогли бы ответить дети на вопрос: «Зачем мы это делали?»

8. Какие приемы использовались для оценки деятельности детей, не была ли оценка травмирующей для ребенка? Какова была психологическая дистанция между взрослым и детьми: «над», «рядом», «вместе»?

.Что целесообразно было бы изменить в занятии?

10. Что можно было бы поставить себе в «плюс», а что – в «минус»? Вы получили удовлетворение от совместной деятельности с детьми?