О режиме дня сказано немало, но многие родители до сих пор не понимают его значения. Стараясь развлечь и порадовать своего малыша, порой переутомляют его нервную систему впечатлениями, и вместо радости и хорошего настроения получают капризы и слезы.
Необходимое условие здоровья, физического и психологического благополучия ребенка — соблюдение режима дня, оптимального чередования отдыха и активности. Правильный ритм, заданный распорядком жизни в детском саду, не должен нарушаться в выходные дни, когда дети проводят время в обществе родителей. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий очень важно для дошкольника. Родители не должны забывать об организации вечерней прогулки, ночного сна, а в субботу и воскресенье к полноценному отдыху на воздухе, регламентации просмотра телевизионных передач, особенно перед сном.
Соблюдение режима дня в жизни дошкольника обеспечивает высокую работоспособность ребёнка. У него выстраивается определённый биологический ритм, формируется система чередующихся условных рефлексов. Это облегчает организму выполнение его работы, физиологически подготавливая организм к предстоящей деятельности, будь то сон, приём пищи и т.п. Приучить ребенка выполнять режим дня лучше с ранних лет, когда легче всего вырабатывается привычка к организованности и порядку, к систематическому труду.
Питание
Необходимо знать, что питание следует организовывать для ребенка в одно и то же время 4-5 раз в сутки. Между основными приемами пищи малышу не нужно предлагать перекусы в виде сдобных булочек, печенья или сладостей.
Энергетическая ценность питания должна соответствовать возрасту ребенка, то есть питание должно обеспечивать детский организм достаточным количеством энергии и питательных веществ, минеральных элементов и витаминов. Дошкольникам свойственны повышенная двигательная активность, развитие умственных способностей и собственной эмоциональной сферы, поэтому рацион малыша должен учитывать активизацию роста и совершенствование костно-мышечной системы.
Завтрак, обед и ужин обязательно должны включать в себя горячие блюда. Завтрак должен составлять по калорийности 25% от суточной нормы питания, обед - 40%, ужин – 20-25%. На второй завтрак и полдник можно предложить ребенку фрукты, молочные продукты, выпечку. Порции еды должны соответствовать возрасту. Нельзя допускать больших промежутков между приемами пищи.
Прогулки, активные игры
В жизни ребенка прогулки и активные игры на свежем воздухе должны обязательно присутствовать ежедневно. Желательно гулять с ребенком в любую погоду, за исключением сильного дождя и мороза. Регулярные прогулки на открытом воздухе являются элементом закаливания. Чистый, свежий воздух оказывает большое оздоровительное влияние на организм, улучшает процессы обмена веществ, деятельность сердечно- сосудистой системы и органов дыхания, повышает сопротивляемость к инфекциям.
Занятия
Педиатры считают, что пики работоспособности у детей приходятся на периоды с 9 до 12 и с 16 до 18 часов, в это время и рекомендуется проводить занятия, связанные с умственной и физической нагрузкой. Для 3-4 летних детей достаточно двух занятий длительностью по 15-20 минут ежедневно, с детьми 5-6 лет проводятся ежедневно два-три занятия длительностью от 20 до 30 минут каждое. В середине учебных занятий рекомендуется проводить физкультминутку.
Нельзя перегружать дошкольника различными кружками и секциями. Для ребенка, посещающего детский сад, достаточно 2-3 дополнительных занятий в спортивной секции или танцевальном кружке. Чрезмерно загруженный занятиями ребенок может получить проблемы со здоровьем в виде снижения иммунитета, неврозов, нарушения сна.
Не забывайте оставлять ребенку свободное личное время в течение дня для игр и развлечений, которые ему интересны.
К концу недели работоспособность ребенка падает, нарастает утомление. Особенно это касается тех детей, кто посещает дошкольное учреждение. Ничего удивительного в этом нет — ведь в детском коллективе малышу приходится «обуздывать» свои желания и эмоции, контролировать двигательную активность. Всё это требует огромной затраты нервной энергии. Не секрет, что дети могут уставать от интенсивного общения со сверстниками. Поэтому отнеситесь с пониманием и уважением к тому обстоятельству, что дома в субботу и воскресенье вашему ребенку требуется разрядка.
Очень важно, чтобы режим дома совпадал с режимом дошкольного учреждения. Поинтересуйтесь, как складывается распорядок дня вашего ребенка в детском саду. Вы можете удивиться — он сам подскажет вам, что вы делаете дома не так, и поможет скорректировать режим.
Приведем примерную таблицу, в которой указаны основные этапы дня дошкольника в зависимости от его возрастной группы.
Элементы режима
|
3–4 года
|
5–7 лет
|
Утренняя гимнастика, водные процедуры, туалет
|
7.30–8.30
|
7.30–8.30
|
Подготовка к завтраку, завтрак
|
8.30–9.00
|
8.30–9.00
|
Игры, посильный труд в быту
|
9.00–9.30
|
9.00–9.30
|
Подготовка к прогулке, прогулка
|
9.30–11.30
|
9.30–11.30
|
Возвращение с прогулки, игры, занятия с родителями
|
11.30–12.00
|
11.30–12.30
|
Подготовка к обеду, обед
|
12.00–12.30
|
12.30–13.00
|
Подготовка ко сну, сон
|
12.30–15.00
|
13.00–15.30
|
Подъем после сна, подготовка к полднику, полдник, игры
|
15.00–16.00
|
15.30–16.30
|
Подготовка к прогулке, прогулка
|
16.00–18.00
|
16.30–18.30
|
Возвращение с прогулки, игры, занятия с родителями
|
18.00–19.00
|
18.30–19.00
|
Подготовка к ужину, ужин
|
19.00–19.30
|
19.00–19.30
|
Спокойные игры, подготовка ко сну
|
19.30–20.30
|
19.30–21.00
|
Сон
|
20.30–7.30
|
21.00–7.00
|
В семье случаются разные ситуации, и жизнь семьи не может подчиняться режиму дня младшего. Но минимум два правила должны соблюдаться неукоснительно: старайтесь не сокращать время сна ребенка и не проводить никаких занятий после 19 часов. Сохраните здоровье ребенка на долгие годы!
Врач-гигиенист отделения гигиены детей и подростков
санитарно-эпидемиологического отдела
Государственного учреждения
«Центр гигиены и эпидемиологии
Ленинского района г. Минска Анна Кошель